Эссе
«Учить и учиться»
Гладких
Ольга Александровна
Разными
дорогами приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные
судьбы… Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно
верный путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор
всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих
жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в это время человек, как правило,
выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных
интересов, профессию. Свою профессию я выбрала благодаря своим учителям, с
которыми я прошла свой школьный путь, а особенно с теплом и трепетом я вспоминаю
своего первого учителя, Суетову Тамару Александровну.
Быть
первым учителем очень ответственно. Ведь мы во многом моделируем судьбу каждого
ребёнка: заметив искорку в глазах ребенка, поможем, подтолкнём - и он в будущем
найдёт свой путь в жизни; а не увидим, пройдём мимо - и он незаметно, окольными
путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнить нашу профессию с другими:
подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель
неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только
у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через
несколько лет. Причём ошибку учителя исправить уже нельзя. Поэтому я убеждена:
несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. И вот уже восемь
лет я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны
человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе.
В
школе XXI века учат учиться, создают условия для того, чтобы ребенку было
интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь
возможность попробовать свои силы в разных областях. Поможет это осуществить
учитель. В настоящее время изменились не только программы, учебники, формы и
методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Главным
результатом деятельности каждого учителя должна стать не система знаний, умений
и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной,
гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Обучение
- процесс обоюдный. От того каким видят современного, успешного педагога дети,
во многом зависят взаимоотношения в системе «педагог - ученик», итог обучения.
Сейчас
пришло понимание того, что стать успешным в профессии может только человек,
умело сочетающий достижения предшественников и современные методики,
учитывающий мнение детей. Исходя из этого, в процессе работы сформировались
своеобразные «педагогические заповеди»:
1)
чтобы учить других, надо учиться самому, и делать это с интересом;
2)
чтобы воспитывать других, следует начинать с себя;
3)
чтобы тебя уважали, нужно в любой ситуации оставаться человеком;
4)
учитель — это не просто профессия, а образ жизни.
Возникает
вопрос: чему же должен учиться учитель? Современным методикам и технологиям,
умению использовать на уроке всю технику, которую нам предоставила модернизация
образования, умению рационально использовать интернет-ресурсы, умению быть
более коммуникабельным, более толерантным, более креативным, более
выносливым.
За
годы моей педагогической деятельности сложилась «формула» профессионального
успеха: учёба + любовь к своему делу + вдохновение + компетентность +
ответственность.
Очень
часто близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Вряд ли
кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают
педагоги и ученики. Многие родители, приходя в школу, узнают этот мир
по-другому, и дети, и учителя раскрываются по-новому. Школа - самая
удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг -
это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное и
ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь
успеть. Время - величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться
надо всегда.
Мой
выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили
мне, учителю. Я обязана вести за собой детей, чтобы
они не оставались на обочине, чтобы они не становились
ненужными. Я должна научить своих воспитанников идти трудными дорогами
познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.
До
конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь
учиться - не сможешь учить. Сегодня быть учителем непросто. Требования времени,
сама жизнь заставляют искать пути самосовершенствования, развиваться и не
стоять на месте. Мы познаем новые технологии, ищем новые способы повышения
мотивации учеников. Все это в хорошем соотношении дает свои позитивные
результаты. Но никакие технические средства не заменят живое человеческое
слово, участие в судьбе ребенка. Главное, в каждом ребенке видеть личность и
уважать её, тогда ребенок чувствует ответственность за свои поступки. Без
интереса к личности, нет интереса к учению. На своих уроках стараюсь создавать
проблемные, поисково-исследовательские ситуации, чтобы вовлечь ребят в
творческий поиск решения поставленных учебных задач. Будучи человеком
творческим и увлекающимся, вижу, что мои ученики с удовольствием поддерживают
мои креативные идеи.
В
учительском труде нет второстепенных направлений, но все же приоритет я отдаю в
своей работе патриотическому воспитанию. Моя задача вместе с родителями
учеников воспитать граждан страны, ответственных за свою судьбу, за судьбу
своей семьи и в целом за судьбу Родины. Через все уроки, внеклассные
мероприятия сквозной линией проходит не только тема любви к родине, забота о
братьях наших меньших, а все то, что делает нас людьми.
Ни
одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для
саморазвития. Разве это не счастье - быть учителем? Говорят, что педагогом
нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Но то, что учитель
должен быть увлеченным человеком, это моё личное убеждение. Учитель - это
благородное призвание. Не каждый способен стать учителем, ими становятся только
те, кто обладает величайшим искусством любить детей и желать им самого лучшего.